Европейская культура

Европейская культураТаким образом, европейская культура XVI — первой половины XVII в. претерпела сложную эволюцию. Ход ее развития свидетельствовал о распаде старой культурной общности, существовавшей в средние века. Было положено начало новому этапу в духовной жизни Европы — становлению национальных культур. Этот процесс усилился в XVII в.

Множество течений в европейской культуре XVI — первой половины XVIIb. — свидетельство ее богатства и разнообразия и в то же время ее внутренней противоречивости. Великие достижения эпохи Возрождения далеко не всегда претворялись в жизнь; католическая церковь, а нередко и протестантские теологи ставили препоны новым знаниям и жизнеутверждающим идеалам, особенно если они затрагивали основополагающие мировоззренческие принципы. Это одна из причин деструкции богатой итальянской культуры и культуры других католических стран. В век великих научных открытий католическая церковь вдохновляла охоту на ведьм и колдунов. На кострах инквизиции горели неугодные церкви книги, а порой и их авторы. В университетах насаждалась неосхоластика, главной наукой вновь становилась теология, ей старались подчинить философию. Усиленно издавались томистские учебники и труды искаженного в средние века Аристотеля. Не обошлось без гонений и в протестантских странах. В Женеве по наущению Кальвина был казнен Сервет, протестантские теологи добились изгнания из Голландии Декарта.

И тем не менее достижений Возрождения уничтожить не удалось. Возврата к прошлому не было. Католическая и протестантская церкви приспосабливались к новым условиям, поощряли некоторые науки и искусства. Так, католическая церковь — главный заказчик на строительство храмов и дворцов в странах Контрреформации — весьма способствовала достижениям культуры барокко. Не вызывали особого противодействия католических и протестантских теологов занятия математикой, географией, латинской лингвистикой. Весь XVI век и первые десятилетия XVII в. прошли под знаком развития передовой культуры, представлявшей собой самостоятельный этап в духовном развитии Европы. XVII век ознаменован великими достижениями естественных наук и новой философии. Значение их не ограничивается узкими рамками Италии, где возникла и существовала в течение трех столетий культура Возрождения, или других западных стран, принявших эстафету у Италии.