Французское Возрождение

Французское ВозрождениеЮноши из знатных и зажиточных семей стремились в Италию, чтобы воспринять богатство итальянской культуры. Это отразилось на характере французского Возрождения, особенно на начальной стадии, придав ему заметный аристократическо-дворянский отпечаток, что сказывалось и в усвоении высшими слоями общества прежде всего внешних элементов культуры итальянского Ренессанса, и в широком меценатстве французского королевского двора. Покровительство нарождающейся гуманистической интеллигенции оказывали королева Анна Бретонская и король Франциск I. Традиции литературного кружка Анны Бретонской получили развитие в деятельности более знаменитого кружка одаренной и образованной Маргариты Наваррской, привлекшей к себе Рабле, Лефевра д’Этапля, молодого Кальвина, Клемана Маро, Бонавантюра Деперье, ученого, поэта и типографа Этьена Доле и др. Покровителями гуманистов были и многие сановники.

И все-таки нет оснований сводить специфику французского Возрождения лишь к аристократизму, так же как выводить его генезис только из итальянских влияний. Культура французского Возрождения взрастала в первую очередь на собственной почве. Основой ее зарождения и развития явилось завершение политического объединения страны, складывание внутреннего рынка и постепенное превращение Парижа в политический, экономический и культурный центр, к которому тяготели самые отдаленные регионы.

Мощным стимулом для развития французской культуры послужило успешное окончание Столетней войны, вызвавшее рост национального самосознания. Оно в первую очередь сказалось на исторических сочинениях. В трудах историка так называемой бургундской школы Жоржа Шателена, хотя и верных традициям рыцарской хроники, прослеживается попытка понять глубинные причины исторических событий. В этом Шателен предвосхищает крупнейшего французского историка Филиппа де Коммина, чьи «Мемуары» повлияли на французскую историографию и политическую мысль XVI в. Приближенный бургундского герцога Карла Смелого, Коммин перешел на службу к Людовику XI, связывая с ним надежды на объединение Франции. Сторонник сильной королевской власти по английскому образцу, Коммин еще далек от идеи абсолютной монархии. Историческая концепция Коммина близка сочинениям Августина, но политическая трезвость, практицизм, точность в оценках людей характеризуют его как раннего представителя нового типа культуры. Исторический «метод» Коммина напоминает приемы объяснения событий, характерные для Франческо Гвиччардини, который, быть может, и сам испытал влияние французского хрониста.