Государственное устройство

Государственное устройствоСвои законы имеет в книге и время, отличное и от исторического, и от астрономического. В ней нет «прошлого», «настоящего», «будущего» в обычном значении этих понятий. «Настоящее», по терминологии М. М. Бахтина, амбивалентно: органично сцепленное с прошлым, оно несет в себе будущее, в котором мечта станет реальностью. Средствами гротескного реализма Рабле воссоздал все стороны французского и в целом европейского общества XVI в. В романе сопряжены важнейшие проблемы гуманистических дискуссий: свобода воли и сущность добродетели, наилучшее государственное устройство и обязанности хорошего правителя, сущность войны и мира, роль религии и церкви, система образования и воспитания идеального человека.

Книга написана гуманистом, адресована же она и кругу ученых-гума — нистов, и всему читающему люду. Книга «на все времена», она прежде всего — о своем времени, «когда с наук… сняли запрет» и окружили их почетом. Рабле убежден в могуществе человеческого разума, в способности человека познать и поставить на службу силы природы. Вместе с тем ему присущ скептический взгляд на многие явления, он испытывает нравственные и иные ценности в каскадах уничтожающего и вместе с тем животворящего смеха. При этом Рабле убежден в главном: человек достоин жить в лучшем обществе и способен его создать. Так возникает в романе идеальное общество Телем.

Период развития гуманизма во Франции был короток, и пути гуманизма довольно скоро стали тернисты. В Европе усиливается католическая реакция. С середины 30-х годов XVI в. Сорбонна, напуганная успехами гуманизма и протестантизма, выступила против их представителей. Меняется отношение французской королевской власти и двора к гуманистам и протестантам. Из покровительницы королевская власть превращается в гонительницу свободомыслия. Жертвами реакции стали самые крупные французские гуманисты — Бонавантюр Деперье, Этьен Доле, Клеман Маро и многие другие.