Развитие абсолютной монархии

Развитие абсолютной монархииВ ходе развития абсолютной монархии закладываются основы целенаправленной экономической политики государства, стремящегося защищать интересы отечественной торговли и промышленности. Однако влияние абсолютистского государства на хозяйственную жизнь могло быть противоречивым, особенно на ранних стадиях его существования. Так, в Англии государство тщетно пыталось противостоять огораживаниям, замедлить процессы аграрной революции, препятствовать обезземелению крестьян; с другой стороны, жесточайшее кровавое законодательство против нищих и бродяг, т. е. вырванных из традиционных условий своего существования вчерашних крестьян, объективно работало на процесс первоначального накопления, предоставляя в распоряжение новых предпринимателей дешевую и бесправную рабочую силу, обеспечивая процесс развития наемного труда.

В различных странах в разной степени, но еще имеет место и смешение новых черт в системе управления со старыми, феодальными. Прочным еще было отождествление государства с личностью суверена.

По-новому складываются отношения государства и церкви. Власть папы в делах национальных церквей была уничтожена не только в государствах, в ходе Реформации превративших протестантизм или его разновидности в государственную религию и извлекших существенную пользу из секуляризации имуществ католической церкви. И в ряде стран, сохранивших верность католицизму, власть папы была подорвана; даже инквизиция была поставлена на службу государству. В ходе бурных событий, войн, острой борьбы в рассматриваемый период складывается новая конфессиональная расстановка сил: с XVI в. противостоят друг другу Европа католическая и Европа протестантская. Однако и ту и другую, в свою очередь, раздирают глубокие противоречия. Непримирима вражда католической Франции и оплота католицизма — австрийских и испанских Габсбургов; остро враждуют между собой лютеране и кальвинисты.

Чувству огромного подъема, запечатленному в великих произведениях ренессансной культуры, сопутствовало и острое ощущение несправедливости новых общественных отношений, породившее и их критику уже на ранних стадиях существования, и мечты о лучшем общественном устройстве, достойном человека, в первых произведениях утопического социализма, ряд которых открыл своей «Утопией» Томас Мор.