Реформа церкви в Италии

Реформа церкви в ИталииБорьба за реформу церкви в Италии, продолжавшаяся и в XVII в. была затяжной, часто выливалась в борьбу за свободу мысли и слова. Своеобразие этого движения — в исторических судьбах Италии. Симбиоз элементов возникавшего буржуазного общества с феодальными порядками приводил к появлению новых представлений о мире и человеке, порождал стремление изменить церковные учреждения и догматику. Однако развитие капитализма в Италии затянулось на века. Феодальная реакция, восстановив пошатнувшиеся позиции господствующего класса, оживила средневековое миропонимание, усилила аристократические течения в гуманизме. Объективная обстановка в целом оказалась неблагоприятной для реформы церкви. Все еще сильный класс феодалов и объединившаяся с ним городская верхушка поддержали Коптрреформацию.

Но Италия оставалась одной из самых развитых и цивилизованных стран Европы, а в некоторых областях знания она сохраняла преимущество на протяжении всего XVI в. В ней были живы силы, продолжавшие и в условиях Контрреформации борьбу против схоластики и мракобесия. Выступления итальянских сторонников Реформации имели прогрессивное значение. Особенно важна роль радикального крыла с его высоким подъемом религиозно-философского вольнодумия и верностью гуманистическим традициям. Деятельность радикальных мыслителей, ерети — ков-философов, несмотря на поражение, наносила чувствительный удар по средневековому мировоззрению. Вслед за европейской Реформацией итальянцы оказали определенное воздействие на католическую церковь, заставив ее пойти на известное обновление своих догм и организации.

Значение итальянской Реформации, и прежде всего ее народного течения, этим не исчерпывается. Союз гуманистической интеллигенции с ана — баптистами-антитринитариями и иными еретиками свидетельствует о важной роли в антифеодальной и антицерковной борьбе не только одино — чек-гуманистов, но и широких масс, на которые итальянские реформаторы пытались опереться.