Центральные органы исполнительной власти
Центральные органы исполнительной власти также не были аппаратом монархии. Королевский совет лишь в Австрии мог комплектоваться и изменяться монархом по своему усмотрению. В Польше король мог назначать на государственные должности любого дворянина, но не имел права его смещать. В Чехии нормы права закрепляли за аристократией или рыцарями право на занятие тех или иных должностей. В Венгрии магнаты, даже не имевшие должностей, были членами Королевского совета. Значительная часть мест в составе Королевского совета принадлежала знати.
Не контролировала полностью монархия и судебную систему. Судебные органы, зависевшие целиком от монарха, играли второстепенную роль в судебной деятельности. Главные государственные суды, где рассматривались дела, касающиеся дворянства и земельной собственности, по большей части формально назначались монархом, но в Чехии нормы права обеспечивали определенные должности в составе суда представителям аристократии и рыцарства, в Австрии кандидатов в судебные инстанции рекомендовал ландтаг, в Польше король выбирал членов суда из кандидатов, предложенных дворянскими собраниями округов, а в Венгерском королевстве члены суда прямо избирались этими собраниями. Суды в большей мере отстаивали интересы своего сословия, чем проводили политику королевской власти. Своими выборными судами обладали и города.
Представителями государственной власти на местах были члены Королевского совета, которых нельзя было сместить; они назначались из членов обеих прослоек дворянского сословия ; а в Венгерском королевстве исполнительная власть на местах делилась между ишпанами и вице-ишпанами.