Церковная организация
Излишней самостоятельности, а тем более оппозиционности со стороны митрополита, архиереев и игуменов не терпели ни государи первой половины XVI в., ни Иван Грозный, ни правительство — «семибоярщины» в годы интервенции начала XVII в. В случае противодействия церковных иерархов сменяли и даже умерщвляли. Но церковная организация, очень богатая и достаточно самостоятельная, оставалась пережитком средневековья. Столкновение с ней укреплявшейся монаршей власти было неминуемо, что и произошло в третьей четверти XVII в.
Идеология «самодержавства» в характерном для XVI—XVII вв. виде оформилась к середине XVI в. Тогда уже утвердилась и соответствующая структура высшей власти.
Иван Грозный сам выступил с обоснованием концепции «самодержавства», неограниченной власти единодержавного наследственного государя, выражающего божественную волю. В своих посланиях, речах на заседаниях земских соборов, в написанных по его указаниям текстах дипломатических документов и официальной летописи Иван IV стремился показать преемственность своих действий и деятельности самых славных его предшественников на престоле, объяснить изменение отношения к прежним советникам, их казни и преследования изменой этих советников, необходимостью самозащиты. Такое историко-публицистическое обоснование самим монархом привилегий и прав государя и идеи олицетворения государства в государе — типичная черта абсолютизма. При этом нередко использовалась церковная идеология, сочинения церковных писателей, а позднее и философов, высказывались мысли о «государственном интересе», об «общем благе» всех подданных, о единении монарха и народа. Иван Грозный способствовал не только утверждению представлений о равной — и полной — зависимости всех подданных от государя, о закрепощении им всех слоев населения, но и демагогической пропаганде и распространению мифа о «равной» заботе монарха обо всех подданных, питавшей наивный монархизм народа.