Французский язык
Новое отношение к литературе сформулировано в манифесте Жоашена Дю Белле «Защита и прославление французского языка». «Защита» стала программой группы, впервые осознавшей себя органически цельным творческим коллективом. Дю Белле и его единомышленники, прежде всего Ронсар, отказывались от наследия средних веков, переосмысляя свое отношение и к античным традициям. Между идеями Себилле и творчеством Плеяды не было пропасти. Полемика Дю Белле с Себилле велась на идейной почве гуманизма. Позднее поэты Плеяды во многом изменили отношение к опыту прошлого. Отстаивая идею о высоком предназначении искусства, Дю Белле обрушивается на «неученую» поэзию эпигонов Маро, не удерживаясь и от критики самого Маро. Идеализация знания, интеллекта как фундаментальных принципов поэтического творчества получила законченное выражение в концепции doctus poela, являющейся еще одной формой представлений Ренессанса о совершенстве личности. Поэтика Дю Белле утверждает принципиальное отличие творчества от ремесла. В его основе лежит таинство, вдохновение. Это признаки избранности, которая проявляется и в том, что поэт стремится к одной награде — бессмертию, обретаемому в потомках. Нота элитарности в трактате Дю Белле характерна для раннего периода Плеяды. Ее корни не столько в сословных предрассудках, сколько в противоречиях формирования гуманистической интеллигенции.
Деятельность Плеяды приходится в основном на позднее Возрождение. В сочинениях поэтов переплетаются различные художественные манеры — от ренессансной до раннеклассицистической. Вождь Плеяды, «король» французских поэтов Пьер де Ронсар обогатил поэзию новыми жанрами — национально-патриотической одой, лирическими стихами и «гимнами». Для него характерно органическое слияние чувственного и духовного начал в восприятии мира.