Известная близость

Известная близость

30.09.2015 Выкл. Автор admin

Известная близостьИзвестная близость идей народной реформации и религиозных исканий гуманистов наиболее ярко прослеживается в итальянском антитринитари — зме, имевшем разные оттенки и испытавшем большое влияние рационализма и пантеистических представлений. Так, Бернардино Окино из Сиены в проповедях отрицал догму о непогрешимости пап, называл римского первосвященника антихристом. Отвергая католическое учение о благодати и индульгенциях, он защищал идею оправдания верой, говорил о духовных силах человека, способного без помощи церкви участвовать в божественном милосердии. Подобно иоахимитам, Окино предсказывал грядущее царство Божие на земле, основанное на законах любви, учил, что жестокие гонения бессильны перед истиной. Близки к учению Окино взгляды гуманиста Аония Палеарио, развивавшего идеи всеобщего мира.

Бо суду инквизиции он был повешен, а тело его сожжено.

Воздействие на формирование воззрений антитринитариев братьев Соццини оказал Вальдес; в своем учении они пришли к более решительным выводам. Влияние Соццини широко распространилось в Польше.

Весьма радикальны пророчества бенедиктинца Джорджо Сикуло, ере — тика-«спиритуалиста», казненного в Ферраре. Он отрицал всю церковную иерархию, догматику и культ, божественное происхождение душ, сомневался в существовании потусторонней жизни и в действенности искупительной жертвы Христа.

В Северной Италии ереси и народная реформация достигли наивысшей точки развития к середине XVI в. Существовала сеть общин анабаптистов — антитринитариев и в других областях Италии; в них объединились ремесленники и крестьяне, иногда учителя, студенты, врачи, монахи и священники. Они деятельно вербовали сторонников, в том числе из лютеран. Их религиозные заповеди и ритуалы отличались простотой, богослужение сводилось к чтению кратких молитв и пению псалмов. Между общинами не существовало единодушия в толковании веры; сказывалась неоднородность социальной базы. Наибольшие расхождения вызывали вопросы о соотношении человеческого знания и религиозного откровения о природе Христа, о смертности души.