Новые времена
Ронсар далек от пиетета раннего гуманизма перед «новыми временами». Он сознает утопизм гуманистической мечты о всеобщем счастье. Но место одной утопии у Ронсара занимает другая, питаемая древним мифом о «золотом веке» и грезящая о «блаженных островах» или более доступном сельском уединении, где блага золотого века сочетались бы с культурой античности и Ренессанса.
Патриотическое гражданское чувство в поэзии «Плеяды» проявлялось в разнообразных формах — от переводов народной поэзии на язык высокой литературы до описаний природы.
Французский театр эпохи Возрождения не достиг уровня Италии, Испании, Англии. Наиболее заметным явлением в его истории стала попытка Этьена Жоделя перенести в драматургию и сценическое искусство эстетические принципы Плеяды. Его «Пленная Клеопатра» была первой французской трагедией в «классическом», т. е. античном, стиле. К драматическим ренессансным произведениям относятся «библейские» трагедии шотландского гуманиста Джорджа Бьюкенена, эмигрировавшего во Францию, трагедия «Юлий Цезарь» Марка-Антуана Мюре, трагедии Жана Лаперюза и других драматургов. Пьесы Антуана де Монкретьена и деятельность первой профессиональной труппы В. Леконта знаменовали новый этап в истории французского театра, связанный с утверждением принципов классицизма.
Архитектура раннего периода Возрождения во Франции испытала сильное итальянское влияние. Но и в архитектуре подражание было импульсом развития национальных черт. Развивая традиции готики, французские архитекторы Ренессанса создали новый тип светских архитектурных сооружений: замок Франциска I в Блуа, замки Азе-ле-Ридо, Ше — нонсо, Шамбор. Особое изящество творениям зодчих придавало введение в архитектурные композиции богатого декора. Вершиной ренессансной архитектуры стало здание нового Лувра в Париже. Большой вклад в развитие архитектуры внесли Н. Башелье, Ф. Делорм, Ж. А. Дюсери.