Развитие европейских стран
В целом в духовном и идеологическом развитии европейских стран проявилось и немало сходных черт, свидетельствовавших о формировании на новых началах определенной европейской общности и характерных для нее типов культуры. В то же время выявляется специфика исторической эволюции в разных регионах континента, связанная с национальными особенностями, географическими и историческими условиями. Общее и особенное в культурном развитии отражает фактический материал отдельных глав. Не претендуя на исчерпывающую полноту характеристик, авторы глав сосредоточили внимание на самых основных, с их точки зрения, проблемах и фактах, имеющих принципиальное значение для понимания сложной, богатой и противоречивой культуры Европы XVI — первой половины XVII в.
К концу XV в. во Франции утверждается устойчивая ренессансная тенденция в литературе, архитектуре, живописи, скульптуре. Завершение Ренессанса до недавнего времени связывали с началом XVII в. Однако большинство французских исследователей относят его к 70—80-м годам XVI в., рассматривая конец XVI в. как время перехода от Ренессанса через маньеризм к барокко и позднее к классицизму. Для раннего французского Возрождения характерна разработка античного наследия, углубляющаяся по мере укрепления культурных контактов с Италией.
С конца XV в. во Францию приезжают итальянские писатели, художники, историографы, филологи: поэт Фаусто Андрелини, ученый грек Иоанн Ласкарис, филолог Юлий Цезарь Скалигер, художники Андреа дель Сарто, Бенвенуто Челлини, Леонардо да Винчи, историографы К. де Сейс — сель и Павел Эмилий. Благодаря изяществу стиля труд Павла Эмилия «Десять книг о деяниях франков» служил примером для подражания многим французским гуманистам. Итальянские гуманисты способствовали расширению круга изучаемых во Франции античных авторов и большему вниманию к сочинениям писателей ренессансной Италии.