Развитие гуманистической культуры
Развитие гуманистической культуры было бы невозможно без повышения общего уровня образования. Именно во второй половине XV в. в этой сфере произошли существенные изменения. О грамотности населения, особенно городского, свидетельствует огромное число рукописных книг. Заметное место среди них занимают рукописи, близкие по типу итальянской гуманистической новеллистике. Сборник «Сто новых новелл», совместивший влияние «Декамерона» с традициями народной культуры средневековья, открывает целое направление в литературе французского Ренессанса.
Дальнейшему культурному подъему во Франции способствовало распространение книгопечатания. По инициативе ректора Сорбонны Гийома Фише и профессора Сорбонны Жана де Ла Пьера была создана первая парижская типография, издававшая сочинения латинских авторов. К концу XV в. число типографий быстро растет. Первые издания предназначались самым широким кругам, они заложили основу традиции народных книг.
На развитие раннего французского гуманизма оказывали влияние контакты не только с Италией, но и с Англией, Германией и Нидерландами. В постоянной переписке и личном общении с французскими гуманистами находился Эразм Роттердамский. К деятелям Эразмова круга во Франции принадлежали знаток латинской филологии Роберт Гаген, филологи — эллинисты Лефевр д’Этапль, Гийом Бюде, Луи де Берке. Популярностью наряду с другими произведениями Эразма пользовалась «Похвала Глупости», переделанная по заказу Людовика XII в комедию «Принц дураков» и поставленная на парижской сцене в 1511 г.