Система взаимоотношений штатов
Вся система взаимоотношений штатов провинций с Генеральными штатами, императивный мандат их депутатов исходили из принципа «суверенности» провинций. Эти реалии отчетливо отразились в Утрехтскойунии и усиливались в дальнейшем. Борьба завершилась созданием государственного строя в форме федеративной Республики, известный аналог которой современники и историки видели в Швейцарском союзе. Переход суверенитета к Генеральным штатам после свержения испанского владычества выражал главное свершение революции в сфере государства и права. Остальное — отмена испанского законодательства, реформы центрального и местного аппарата власти, проникновение кальвинистской церкви в сферу компетенции местных, а иногда и высших властей, удаление из органов управления испанских чиновников и пособников — вытекало из первого. Собственно буржуазный элемент с трудом, нередко обходными путями проникал в ряды правящей олигархии и получал доступ к рычагам власти. Законодательное восстановление всех привилегий и сословных корпораций имело двойственное значение: оно было обращено против испанского господства, сплачивало корпоративный элемент в этой борьбе, но оно консервировало, а то и гальванизировало уже отмиравшие институты, было чревато консервативным застоем. Это дало себя знать со всей силой со второй половины XVII в.
Особое место в Республике принадлежало статхаудерам Голландии и Зеландии из дома Оранских-Нассау. Они занимали крупные должности в провинциях, посты председателя Государственного совета, командующего армией и флотом, «главного гаранта соблюдения истинной веры», играли важную роль в ведении внешнеполитических дел Республики. Не имевшие четко определенных прав, искусно лавируя в полной противоречий и конфликтов политической жизни страны, заигрывая с народными массами, они олицетворяли монархический элемент. Упадок Республики послужил для статхаудеров дома Оранских-Нассау питательной средой. Они превратили свой сан в наследственный, надеясь учредить в будущем монархию. Вместе с тем статхаудерат стал одним из централизующих факторов, как и кальвинистская церковь, зарождавшееся национальнопатриотическое самосознание, относительно общий язык, признание принципа политической общности, постепенная унификация государственного строя.