
Служители культа
Земля давалась также служителям культа, однако владения их обычно были невелики. Старосты деревень за службу получали полностью освобожденный от налогов небольшой участок — сэри. Вблизи г. Ларкхана наделы предоставлялись деревенским чиновникам.
В сельских районах, удаленных от городов, сохранялось общинное землевладение. Индийские общины, писал К — Маркс, «покоятся на общинном владении землей, на непосредственном соединении земледелия с ремеслом и на упрочившемся разделении труда, которое при основании каждой новой общины служит готовым планом и схемой. Каждая такая община образует самодовлеющее производственное целое, область производства которого охватывает от 100 до нескольких тысяч акров. Главная масса продукта производится для непосредственного потребления самой общины, а не в качестве товара, и потому само производство не зависит от того разделения труда во всем индийском обществе, которое опосредствуется обменом товаров. Только избыток продукта превращается в товар, притом отчасти лишь в руках государства, к которому с незапамятных времен притекает определенное количество продукта в виде натуральной ренты» . В Синде члены общины коллективно несли ответственность за содержание системы орошения; ремесленники обеспечивали их сельскохозяйственными орудиями, посудой, одеждой и т. п.
В области выращивали пшеницу, рис, сахарный тростник и мунг. Средний урожай зерновых достигал 12 маундов с акра. На культурных землях средняя семья обрабатывала 5—6 акров. После всех взносов государству ей оставалось около 40 маундов в год, из которых, по расчетам индийского ученого С. П. Чаблани, приблизительно 12 расходовалось на приобретение одежды, неочищенного сахара — гура и т. п. Часть животноводческих продуктов, в том числе масло — гхи, реализовалась на стороне. Какова бы ни была степень точности расчетов, они подтверждают наличие товарно-денежных отношений.