Свободомыслие и новаторство
Свободомыслие и новаторство отличают лучшее, что создано гуманистами XVI в. и что в конечном счете образует французскую гуманистическую культуру. В сфере поэтического творчества зачинателем новой поэзии выступил Клеман Маро, тесно связанный с кружками Маргариты Наваррской и Франциска I. Наибольшего изящества Маро достиг в малых поэтических жанрах — эпиграммах, песенках, рондо, элегиях. Он изучал античную поэзию, переводил псалмы. Вольномыслие произведений Маро не прошло ему даром. Дважды он бежит из Франции. В Турине проходят последние дни поэта, многие стихи которого Сорбонна внесла в индекс запрещенных. Маро стремился преодолеть итальянское влияние, придать стихам национальную окраску, «галльский» блеск.
Иная тенденция у поэтов так называемой лионской школы, для которых характерен петраркизм и связанная с ним разработка поэтической философии платонической любви. Идея сверхчувственной любви наиболее полно воплотилась в поэме Антуана Эроэ «Совершенная подруга» . Абстрактной символики в изображении любви из поэтов лионской школы избежали лишь Луиза Лабе и Морис Сэв. Но если Лабе воспевает гармонию любви чувственной и духовной, то для Сэва главным является анализ драматического противоречия любви земной и возвышенной. Поэтический язык Сэва тяготеет к символике платоновского учения о двух мирах, что позволило символистам конца XIX — начала XX в. видеть в нем одного из своих предшественников.
Теоретическим обоснованием творческого метода Маро и отчасти лионской школы явился трактат Тома Себилле «Поэтическое искусство» . Это первая во французской литературе попытка представить поэзию самостоятельным творчеством. Призывая учиться у античных авторов, Себилле возражает против механического приятия наследия древних. Объектом усвоения и подражания должно быть то, что согласуется с нормами, выработанными литературной жизнью Франции.