Учение испанца Хуана

Учение испанца Хуана

06.09.2015 Выкл. Автор admin

Учение испанца ХуанаРазвитию реформационных идей в Италии способствовало учение испанца Хуана де Вальдеса. Его ученый кружок в Неаполе посещали выдающиеся гуманисты — аристократы и духовные лица — Пьетро Карнасекки, Маркантонио Фламинио, Галеаццо Караччоло. Учение Вальдеса носило следы влияний разных философско-теологических систем — лютеранства, кальвинизма, эразмианства, испанской мистики. Фундаментом его построений оставалась гуманистическая этика: главным он считал доступное каждому познание божественного промысла, заключенного во всем сущем. Лютеранский тезис об оправдании верой Вальдес толковал на свой лад: подлинная вера в милосердие Божие не ограничивается изучением слова Евангелия — азбуки христианства. Усвоив ее, истинно верующий должен идти дальше в постижении смысла божественного учения, понять доброту и подвиг Христа, дабы в единении с Отцом небесным обрести покой и внутреннюю свободу. Подобное толкование веры ставило под сомнение надобность церковной организации, способствовало развитию индивидуализма. Вальдес отрицал церковную иерархию, хотел возвратить папство к его истокам, сомневался в существовании чистилища, Троицы, пользе исповеди.

Влияние Вальдеса отчетливо видно в «Благодеянии Христа» , сочинении Бенедетто Фонтанини из Мантуи и известного поэта Маркантонио Фламинио; защищая постулат об оправдании верой, авторы в то же время подчеркивали достоинство человека. Страдания Христа освободили людей от первородного греха; «добрые дела» не имеют значения, судьбы людей предопределены свыше. Но пламенная вера и желание подражать Искупителю делают человека истинным христианином, внутренне свободным, сильным духом, уверенным в своем слиянии с Господом.

В распространении реформационных настроений немалую роль сыграли университеты. Некоторые из них стали центрами жарких философско-теологических дискуссий. Особое место занимал Падуанский университет, прославившийся важными открытиями в медицине и естествознании; из его стен вышло немало сторонников Реформации, в том числе «ересиархов» радикального толка.

В Италии задолго до событий в Германии и Швейцарии начались массовое антикатолические выступления. В народе сохранялись старинные верования и ереси, среди альпийских крестьян возобновилась проповедь вальденсов. В Ломбардии, Венето и Южной Италии оживали учения ариан, иоахимитов и фра Дольчино, братьев «свободного духа».