Восстановленное железо

Восстановленное железо

17.09.2015 Выкл. Автор admin

Восстановленное железоВ крестьянской промышленности процесс плавки руды не был механизирован: вручную раздувались мехи и осуществлялась ковка восстановленного железа, вынимавшегося из печей. Лишь в XVII в. на вододействующих заводах-мануфактурах механизируется процесс дутья и ковки, что привело к качественным изменениям производства. Стало возможным получение чугуна, а при его вторичной плавке — железа высокого качества. Россия использовала передовой опыт Западной Европы, где двухстадийный процесс производства железа был открыт в XV—XVI вв. Крупными центрами кузнечного ремесла были Москва, Новгород, Тула, Вологда и др. Велась и обработка меди. В конце XV в. на Руси появились первые литые пушки. В XVI в. изготовление литых бронзовых орудий крупных калибров приобретает массовый характер. В Москве имелся специальный Пушечный двор. В XVI в. развивалось также литье медных колоколов, особенно в Пскове и Москве. Обработкой цветных металлов занимались медники и котельники. Серебряники, которые работали обычно на заказ, возродили в XVI в. ювелирный прием черни. Изготовлялись различные высокохудожественные предметы из золота и серебра — посуда, оклады для икон и др. Золотошвеи в Москве и других городах создавали произведения большой художественной ценности.

Процветало иконописание. На севере и северо-западе была распространена резьба по кости.

Значительного размаха в XVI в. достигло деревянное и каменное строительство. Организацией строительных работ в общегосударственном масштабе стал ведать с 80-х годов XVI в. Приказ каменных дел. С распространением кирпичного строительства связано изготовление изразцов и майоликовых плит для украшения внутренних стен. Другим видом гончарного ремесла было производство посуды.

В XVI в., как и прежде, грубые шерстяные и льняные ткани производились в мелком крестьянском хозяйстве. Прядением и ткачеством занимались женщины. Окраска тканей требовала довольно сложной аппаратуры, красителей и навыков, которыми крестьяне не располагали. Поэтому ткани поступали для окраски и беления к городским ремесленникам. В некоторых монастырях изготовлялись сукна повышенного качества, шилась одежда на продажу. Троице-Сергиев монастырь выступал также в роли скупщика крестьянской продукции. Инициатором укрупненного производства тканей являлось и феодальное государство. Уже в 1613 г. в московской Кадашевской слободе существовал «Царский двор», ведавший производством полотен.